Творческий путь
Родная слобода стала прообразом поселков, в которых разворачивались главные события произведений писателя – от ранних рассказов, первой повести «Баланда» (1930), где показан большой поселок Слобода, до романа «Гроза» (1936), в котором рассказывается в основном о слободе Борисовке.
Как позже вспоминал сам писатель, живопись была унаследованным им еще от деда и прадеда. Она воспитывала уважительное отношение будущего художника к красоте, учила по-своему видеть и понимать ее, воспроизводить для других. Живописные пейзажи Борисовки, приволье окрестных степей, задумчивый лес завораживали душу юного Анатолия. Не случайно в 1925 г. он поступил в Киевский лесотехнический институт.
Еще во время учебы в лесотехническом институте (который он успешно окончил в 1929 г.), юноша все активнее включается в литературную жизнь: входит в киевской группы «Молодняк», запальчиво отстаивает молодняковские позиции в горячих творческих дискуссиях того времени, делает первые попытки писать.
В апрельском номере журнала «Молодой большевик» за 1928 г. публикуется первый рассказ А. Шияна – «Лесокрады».
С конца 20-х гг. начинается интенсивное вхождение А. Шияна в литературу. В периодике одно за другим публикуются его рассказы. В течение 1930–1932 гг. увидело свет шесть оригинальных сборников очерков, рассказов, повестей.
Определенным шагом в творческом самоутверждении А. Шияна была первая повесть «Баланда» (1930). В 1957 г. она была опубликована в новом, существенно доработанном варианте. Писатель продолжает творческие поиски и в первом своем романе «Магистраль» (1934), обращаясь к новой для себя теме – теме производства.
В 1936 г. вышел роман «Гроза», число изданий которого превзошло двух с половиной десятков. Готовя роман к одному из многочисленных переизданий, писатель в 1954 г. осуществляет новую редакцию текста, сделав существенные исправления и уточнения.
Присущее писателю умение найти яркую художественную деталь, колоритно подать ту или иную картинку живой действительности, глубокое уважение и внимание к богатейшему арсеналу фольклорной поэтики, особенно песенной, проявились в лучшем из произведений А. Шияна – повести «Марьяна» (1953).
Обращался А. Шиян и к драматическому жанру (пьесы «Дружба», «Кони», 1933). Однако заметного успеха он достигнет уже значительно позже: в 50–60-е гг., когда вышли его историческая драма о борьбе казаков за свободу и независимость родного края под руководством легендарного атамана войска Запорожского Ивана Сирко – «Где ковыль шумел» (1961), особенно же – пьесы-сказки для детей «Ивасик-Телесик», «Котигорошко», «Иван-мужицкий сын», «Летучий корабль» и др.
Фронтовые корреспонденции А. Шияна, его публицистика, рассказы печатались в армейских и центральных газетах, звучали по радио, выходили отдельными книгами – «Расплата» (1941), «Не сдаюсь!», «Родной землей» (1942). Правдивым художественным документом о борьбе наших патриотов во вражеском тылу была книга-репортаж «Партизанский край», изданная вскоре после войны (1946).
Трудно переоценить то значение для дальнейшей творческой работы писателя, которое имело лично пройденное, пережитое, увиденное и услышанное им на фронте, в нашем и вражеском тылу – в партизанских отрядах, на только что освобожденных от оккупантов землях. Это и составило основу крупнейшего по объему романа «Метель» (1979–1980), который в 1980 г. был отмечен литературной премией им. Андрея Головко.
В связи с 50-летием Союза писателей СССР А. И. Шиян был удостоен ордена Октябрьской Революции (1984).
В творческом наследии А. Шияна более двадцати оригинальных книг рассказов, повестей, очерков. Он автор многих драматических произведений. Но наиболее полно и наиболее отчетливо его самобытный талант проявился в романах «Гроза» и «Метель», которые стали вершинами в творчестве писателя.