Творческий путь
Будучи гимназистом, К. Паустовский написал и опубликовал в киевском литературном журнале «Огни» свой первый рассказ (1912), называвшийся «На воде». Произведение было слабым, но, как ни странно, в нем уже угадывались характерные черты стиля будущего писателя.
С осени 1914 г. он начал свои скитания по стране – работал на заводе в Екатеринославле, затем в Юзовке, Таганроге, рыбачил с артелью на Азовском море. Все это дало ему массу впечатлений и конкретных знаний.
В свободное время писал свою первую повесть с характерным для Паустовского названием «Романтики» – она была опубликована лишь в 1935 г.
После Февральской революции Паустовский работает репортером в московских газетах. Потом – вновь бесконечные скитания по стране: Киев, служба в Красной Армии и, наконец, Одесса, сыгравшая в его писательском становлении весьма заметную роль. Там, в редакции газете «Моряк», он познакомился с В. Катаевым, И. Ильфом, Э. Багрицким, Г. Шенгели, И. Бабелем, С. Кирсановым.
И – снова странствия: Сухуми, Батуми, Тифлис, Ереван, Баку, Джульфа. В будущих произведениях все эти места, так или иначе, найдут отражение.
Потом – Москва, работа редактором Российского телеграфного агентства (РОСТА). Наконец, вышла его первая книга рассказов – «Морские наброски» (1925), следующая, «Минетоза», будет издана в 1927 г., а роман «Блистающие облака» – в 1929 г.
В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, а стремился своим словом активно вмешаться в жизнь.
Так, летом 1932 г. он задумал книгу об уничтожении пустынь. Паустовский, по его признанию, объехал «все берега Каспийского моря» и создал повесть «Кара-Бугаз» (1932).
В повести «Колхида» (1934) историю осушения Колхиды Паустовский изображает как историю становления человеческих характеров. Повесть «Черное море» (1936) он задумал написать и написал как своего рода художественную лоцию. «Черное море» действительно вышло из-под пера автора произведением резко своеобразным, заметно не похожим на его же более ранние «морские» рассказы и повести, но, в то же время, повествование сохранило все живые стилистические, образные и мелодические связи с прежним творчеством своего создателя.
Паустовский написал несколько маленьких повестей и рассказов, которые назвал «северными». Написал и о Ленинграде, о его колдовских белых ночах. Однако север, как оказалось, подготовил Паустовский к встрече с главной его любовью, его последней до конца жизни, земной привязанностью. То была традиционная для русской классической литературы Средняя Россия. Паустовский облюбовал в ней тот сравнительно небольшой и болотистый угол, что лежит недалеко от Москвы и Рязани. Из писателей, современников К. Паустовского, только М. Пришвину и И. Соколову-Микитову удалось в полной мере передать очарование срединной России с такой силой высокой поэзии, как это сделал Паустовский в «Мещерской стороне» (1939).
Во второй половине 1930-х гг. Паустовский публикует, главным образом, небольшие рассказы, как бы отпочковывающиеся от мещерского цикла.
В цикле рассказов «Летние дни» (1937) он с неторопливым лиризмом показывает и внушает своему читателю, что жизнь сама по себе уже есть счастье, и оно тем продолжительнее, чем больше человек ценит в ней каждое мгновение.
Во время Великой Отечественной войны Паустовский – на Южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет корреспонденции, очерки, короткие зарисовки и рассказы. Одновременно создает роман «Дым Отечества».
Основное внимание в послевоенные годы К. Паустовский уделил работе над «Повестью о жизни». Первая книга повествования – «Далекие годы» – вышла в 1947 г., вторая – «Беспокойная юность» – в 1955 г., в Тарусе он закончил третью книгу – «Начало неведомого века» (1956) и там же четвертую – «Время больших ожиданий» (1957). Пятая книга, «Бросок на юг», завершена в 1960 г., а шестая, «Книга скитаний» – в 1963 г.
Среди многочисленных мемуарных книг, созданных в советское время, «Повесть о жизни» Паустовского – одна из самых значительных. Лирическая по манере, сосредоточенная на личном душевном опыте, она показывает эпоху в достаточно широком ракурсе. Судьба художника и судьба времени тесно переплетены в ней и представляют нерасторжимое единство.
По сценариям Паустовского были поставлены кинофильмы: «Кара-Бугаз» (1935), «Лермонтов» (1943); по мотивам одноименных произведений – кинофильмы «Телеграмма» (1957), «Северная повесть» (1960).
Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX в. его повести и рассказы вошли в советских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.
Четыре раза писатель был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965, 1966, 1967 и 1968 гг.), но, к сожалению, так ее и не получил.
Книги:
Собрание сочинений в 6 томах,
Собрание сочинений в 8 томах,
Собрание сочинений в 2 томах,
Собрание сочинений в 9 томах,
Избранные произведения в 3 томах.