ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Кондратьев Вячеслав Леонидович

Творческий путь

Путь в печать произведений Вячеслава Леонидовича был нелегким, суровая правда, которую они несли, отпугивала редакторов. Благодаря поддержке К. Симонова и смелости редактора журнала «Дружба народов» первое произведение писателя – повесть «Сашка» – увидело свет в феврале 1979 г. Писателю было 59 лет. В этой первой опубликованной повести он написал о человеке, который оказался «в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской». «Сашка» – повесть о войне рядового пехотинца – открыла новый ряд произведений о войне, написанных в 1980–1990 гг.

Эта публикация, обратившая на себя внимание критиков и читателей и поставившая автора в первый ряд военных писателей, открыла дорогу и другим произведениям писателя. Он целиком посвятил себя литературной работе, выступая не только как прозаик, но и как драматург и публицист: некоторые его прозаические произведения были сразу же инсценированы и экранизированы. В 1980 г. в журнале «Знамя» были напечатаны рассказы «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению».

20 мая 1981 г. В. Кондратьев был принят в Союз писателей. В этом же году вышел первый сборник повестей и рассказов – «Сашка»; и в течение десяти лет выходили еще сборники с его произведениями в центральных, периферийных и зарубежных (в Чехословакии и Венгрии) издательствах; последний прижизненный сборник вышел в 1991 г. в издательстве «Художественная литература». Все произведения Кондратьева в той или иной степени автобиографичны. Все ржевские тетради (как однажды назвал свою прозу Кондратьев) связаны между собой многочисленными межтекстовыми сцеплениями. И хронология, и персонажи, и события, и мироощущение их тесно соприкасаются, пересекаются, образуют единый эпический цикл. Каждое произведение самодостаточно, вместе с тем все они дополняют и углубляют друг друга.

Свои повести и рассказы Вячеслав Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «ржевский роман», по определению В. Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны». Внимание писателя В. Кондратьева сосредоточено в первую очередь не на изображении военных действий, а на герое – рядовом участнике исторических событий, вынесшем на своих плечах основную тяжесть Великой Отечественной.