ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Полевой Борис Николаевич

Творческий путь

Первые заметки, очерки были написаны еще школьником и впервые появились в газете «Тверская правда», затем – в молодежной газете «Смена», в других тверских газетах.

Однажды по заданию газеты несколько дней провел в тесном общении с «блатным миром», результатом чего явилась серия очерков о «тверском дне», изданных отдельной книгой – «Мемуары вшивого человека» (1927) (это единственное издание, подписанное именем Б. Кампов).

Псевдоним «Полевой» родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus – поле) на русский.

После выхода в свет своей первой книги начинающий писатель получил большое письмо от М. Горького, – что сам Полевой считал поворотным моментом в своей судьбе. Именно после доброжелательного письма Горького Полевой посвящает себя литературной работе, журналистике.

В газетах Твери он проработал до самого начала войны.

В 1939 г. в журнале «Октябрь» появилась первая повесть Полевого «Горячий цех». В основе повести – реальная судьба «хулиганистого паренька», который поставил новый рекорд в кузнечном деле и «под напором доброй воли коллектива» раскрылся «в лучших своих чертах».

Книги Полевого были призваны воспитывать человека «нового общества». Таковы почти все последующие романы Полевого: «Золото» (1949), «Глубокий тыл» (1958), «На диком бреге...» (1962), «Доктор Вера» (1965), повесть «Анюта» (1977), сборники рассказов: «Современники» (1952) (посвященный строителям Волго-Донского канала), «Далекие друзья» (1959).

Осенью 1941 г. его репортажи начали появляться в газете «Правда». В качестве офицера связи и корреспондента он встретил последний день войны в восставшей Праге, откуда передал свой последний военный репортаж.

В годы войны Полевой становится известным журналистом и публицистом; широко расходятся его книги: «От Белгорода до Карпат» (1945), «Мы – советские люди» (1948), повесть «Вернулся» (1949), «Эти четыре года» (корреспонденции с фронта, 1974).

В послевоенные годы публицистическая деятельность Полевого была так же активна: «Американские дневники» (1956), «30000 ли по новому Китаю» (1957), «Саянские записи» (1963) и др.

Самое известное произведение Полевого – «Повесть о настоящем человеке» (1946), поведавшая о несгибаемом мужестве советского человека. Герой книги Алексей Мересьев (реальный прототип носил фамилию Маресьев) – летчик, лишившийся в бою ступней обеих ног и вернувшийся в авиацию. Рассказ А. Маресьева, сбитого в лесах под Великими Луками, Полевой записал в свой дневник во время одной из фронтовых встреч. Позднее Полевой обратился к своим фронтовым записям и, находясь в Германии, за 19 дней написал эту повесть. Книга имела огромный успех. Она помогала поколению, израненному войной, искать силы для того, чтобы вернуться к мирной жизни. Положенный в основу книги документальный принцип был дополнен рассуждениями писателя об особом характере «советского человека, коммуниста».

Книгам Полевого, при всей их очерковости, документальности, свойственна эмоциональная приподнятость стиля и одновременно – некая заданность, социальный заказ, попытка создать образ «положительного героя» как пример для подражания. В этом качестве «Повесть о настоящем человеке» Полевого оказалась рядом с романом Н. Островского «Как закалялась сталь».

Повесть была экранизирована в 1948 г. на Мосфильме (режиссер – А. Столпер; в роли Мересьева – П. Кадочников).

На сюжет повести С. Прокофьевым была написана в 1948 г. одноименная опера.

Военной тематике посвящены сборник рассказов «Мы – советские люди» (1948) и роман «Золото» (1949–1950).

В 1952 г. Полевой публикует сборник рассказов и очерков о строителях Волго-Дона – «Современники».

В 1956 г., после поездки по разным странам, Полевой пишет книги-репортажи «Американские дневники», «За тридевять земель». В 1958–1962 гг. публикует романы «Глубокий тыл» и «На диком бреге...».

В 1966 г. выходит роман «Доктор Вера».

В 1969 г. совместно с кинорежиссером и сценаристом Дамиром Вятич-Бережных Полевой пишет сценарий для художественного фильма «Золото».