ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Нурпеисов Абдижамил Каримович

Творческий путь

Сразу же после увольнения в запас в январе 1947 г. Нурпеисов А. К. приступает к работе над первым своим крупным произведением, где описывает свежие еще в памяти события прошедшей войны – операцию по окружению вражеских войск в Курляндии, в которой он сам принимал участие. Роман, названный «Курляндия», получил высокую оценку общественности и был удостоен Государственной премии Казахской ССР им. Джамбула за 1950 г.

Несмотря на столь высокое признание своего литературного таланта, молодой писатель не останавливался на достигнутом. В 1950 г. поступает в Литературный институт им. Горького в Москве. Дипломной работой начинающего писателя становится роман «Курляндия», к которому он обращается во второй раз, но значительно переработал его, дав название «Долгожданный день».

После окончания института Нурпеисов всецело отдается творческой работе. С 1962–1964 гг. – главный редактор журнала «Жулдыз», консультант Союза писателей Казахстана.

Вторым его крупным произведением стала историко-революционная трилогия «Кровь и пот», состоящая из книг «Сумерки», «Мытарства», «Крушение», посвященная важной эпической теме – жизни аральских рыбаков до революции. Роман был опубликован в журнале «Роман-газета», в переводе Казакова Ю. П. Впоследствии трилогия была выпущена в свет отдельной книгой издательством «Художественная литература» и получила широкое признание читательских масс не только нашей страны, но и за рубежом, так как была переведена на французский, немецкий, испанский и другие языки.

В 1974 г. роман был удостоен Государственной премии СССР. По литературному сценарию романа «Кровь и пот» был снят художественный фильм, поставлены пьесы.

Очень много творческого времени Нурпеисов А. К. посвятил переводческой деятельности. Ярким примером этого и большим успехом писателя является переведенные им на казахский язык произведения испанского драматурга А. Кэсона «Деревья умирают стоя», он переводит также классиков русской литературы: А. Чехова, М. Горького, пьесу А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», пьесу В. Розова «В день свадьбы» и многое другое.

В 1972 г. выпустил книгу «Раздумье» – сборник литературных эссе.

Немаловажный интерес вызывает у исследователей творчества писателя и его эпистолярное наследие. Сохранились письма Нурпеисова известному русскому поэту С. Баруздину, классикам-писателям литераторам И. Есенберлину, С. Муканову и другим; письма М. Ауэзова, М. Габдуллина к писателю.

Архивный фонд Нурпеисова содержит документы о его литературной и общественной деятельности, рецензии на его работы.

Положительную оценку творчеству Нурпеисова А. К. давали в статьях и книгах критики за рубежом Луи Арагон, Лили Дени, современники: литературоведы М. Каратаев, В. Оскоцкий, писатель Г. Марков и другие.

Издания:

1950 – Роман «Курляндия», 2-я редакция под названием «Долгожданный день» (1958).

1961 – 1970 гг. – Историко-революционная трилогия «Кровь и пот», в 1977 г. переиздана в серии «Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР», Москва, «Советский писатель»

1972 – Сборник статей «Раздумья» (литературные портреты Льва Толстого, Федора Достоевского, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Чингиза Айтматова).

1973 – Сборник статей «Все в нем пело» (об акыне-импровизаторе Жамбыле, премия «Литературной газеты» за 1976 г.).

1979 – Книга очерков «Край голубых гор».

1987 – «Долг» (книга о земляках-рыбаках, о тяжелой судьбе Аральского моря), Алма-Ата, «Жазушы».

1988 – Собрание сочинений в 3 томах, Москва, «Молодая гвардия».

2000 – Роман-дилогия «Последний долг» («И был день», «И была ночь»), Алматы, «Атамура» (переиздан Москва, РИК «Культура», 2002 г.).