ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Воробьёв Константин Дмитриевич

Творческий путь

Всю жизнь Константина Воробьёва, яркого представителя послевоенной прозы, можно проследить по его произведениям. Воробьёв писал о том, что пережил сам: коллективизацию, фронты Великой Отечественной войны, немецкий плен.

В 1939 г. в армейской газете опубликовал свои первые рассказы «Черный кисель» и «У колодезного журавля», в 1940 г. – рассказ «Часы». Самое значительное и страшное из его произведений написано им всего за две недели, в 1943 г., на чужом чердаке, в постоянном ожидании ареста или смерти. В 1948 г. он послал в журнал «Новый мир» этот текст, который написал сразу после побега из лагеря. О том, как военнопленные шли по зимнему тракту и их расстреливали одного за другим. О том, как эсэсовцы насмерть били заключенных лопатами. О голоде, который приходилось испытывать каждому военнопленному. И вспоминал с благодарностью о людях, которые не сломались и послужили ему примером. Рукопись была потеряна.

Эта неудача подтолкнула его. В 1951 г. в вильнюсском альманахе был опубликован рассказ «Ленька», в 1956 г. в Вильнюсе вышел его первый сборник рассказов «Подснежник», затем – сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958), «Гуси-лебеди» (1960), «Убиты под Москвой» (1961), «Крик» (1962), «Сказание о моем ровеснике» (1963), «По чем в Ракитном радости» (1964) и другие повести и рассказы. Произведения «Крик» и «Убиты под Москвой» являются автобиографическими и во многом повторяют друг друга.

Самые важные для Константина Воробьёва произведения были напечатаны после его смерти. Им было написано около 30 произведений, многие из которых увидели свет с купюрами или в сокращении.

Но самого главного, выстраданного – того, о чем он писал в далеком 1943 г., прячась от немцев, Константин Воробьёв считал что так и не смог сказать. Поэтому он начал писать продолжение повести «Крик» – о плене, видимо, пытаясь возродить и переиначить потерянную когда-то рукопись. Но написать ее не успел. 2 марта 1975 года Константин Воробьёв скончался от рака мозга.

Через десять лет, в 1985 году, энтузиасты нашли в архивах журнала «Новый мир» пропавшую рукопись Константина Воробьёва и опубликовали ее в журнале «Современник», назвав «Это мы, Господи». Это произведение считается самым ярким в его творчестве. Жуткий рассказ о немецких лагерях поражает верой в человека, потому что особенно выпукло в нем показаны русские люди, окружавшие главного героя, – не унывающие, не опустившиеся, а готовые бороться даже в таких условиях».

В 2002 г. К. Д. Воробьёву (посмертно) присуждена литературная премия Александра Солженицына.

С середины 50-х гг. имя писателя стало регулярно появляться на обложках книжных изданий. По его произведениям снято два фильма: в 1983 г. на Московской киностудии имени Горького режиссером Алексеем Салтыковым «Экзамен на бессмертие», в 1990 г. на Киевской киностудии имени Довженко – «Это мы, Господи!» режиссером Александром Итыгиловым.

Произведения К. Воробьёва изучаются в школе. Они переведены на многие языки.