ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Кулачиков Серафим Романович

Творческий путь

Серафим Романович Кулачиков начал печататься в 1924 г., и первое же его стихотворение – перевод песни «Молодая гвардия» – получило широкую известность. В 1929 г. вышел первый сборник Элляя «В дни цветущей молодости», в который, наряду с агитационными стихами, вошли стихи национально-самобытные. Уже с этой книгой поэт заявил о себе как о мастере стиха. Его произведения отличались разнообразием тематики, новизной ритмики и рифмы, романтическим пафосом. На рубеже 1930-х гг. одной из центральных тем в поэзии Элляя становится тема гражданской войны. Стихотворения «Под дулом ружья» (1925), «В кольце трех штыков» (1929) и знаменитая поэма «В годы бури и пуль» (1930) – гимн якутскому комсомолу – вошли в золотой фонд якутской литературы.

Творчество Элляя достигает наибольшего расцвета в период 1930–1940-х гг., когда один за другим появились пять сборников поэта: «Новые песни» (1932), «Даешь социализм» (1934), «Счастливая жизнь» (1938), «Светлые образы» (1939), «Путевые огни» (1941). Произведения этих лет отличаются многообразием жанров, это и жанры публицистической и гражданской поэзии, лирические песни и стихи, сатирические фельетоны, сонеты, баллады, поэмы. Достижением литературы 30–40-х гг. стали его поэмы: «Счастье якута» (1947), «Прометей» (1949), посвященная Н. Г. Чернышевскому, который в 1871–1873 гг. находился в ссылке в г. Вилюйске,.

Особое место в творчестве Элляя принадлежит поэме «Чурумчуку» (1937), созданной на основе сказки. Она стала образцом творческой обработки фольклорного материала в якутской литературе. По ее мотивам был создан национальный балет, написана симфоническая сказка. Высокой идейной силы достигает творчество поэта в годы войны в его сборниках «На защиту солнечной страны» (1943) и «Радость» (1946). Сам Элляй с 1942 г. по 1944 г. находился на фронте, сражался на Калининском направлении и под с. Старой Руссой, поэтому в стихотворениях «Мир сильнее войны» (1950), «Песня о мире» (1951), «Пограничник» (1961) нашел отражение личный воинский опыт поэта. Творчество Элляя 1950–1970-х гг. посвящено темам мира и дружбы народов, созидательного труда, философского осмысления явлений действительности, обращения к историческому прошлому народа. Целый цикл посвящен этим темам: сборники «Слава творческому труду» (1959), «Человек – человеку» (1962), «Негасимое пламя» (1969), «Сердце друга» (1973). Многие лирические стихи Элляя стали любимыми народными песнями. Особое место занимает в лирике поэта тема матери, уважения и преклонения перед родителями, учителями и наставниками: «Мой отец», «Матери», «В родном аласе», «Любите матерей», «Учителю», «Старым учителям» и др. Еще одной гранью творческой деятельности поэта являются его переводы русской и советской поэзии, в особенности В. Маяковского.

Интересными также представляются с культурологической точки зрения переводы Кулачикова-Элляя отдельных произведений Тараса Шевченко.